Музыкальная студия Лаборатория звука | Тюмень

20 упражнений по вокалу для самостоятельной тренировки

Упражнение № 1

Учимся расслаблять гортань

Гортань является главным голосообразующим органом и очень важно, чтобы она была расслаблена. Для этого есть специальное упражнение. Очень простое и эффективное. Нужно просто ЗЕВНУТЬ!
Зевание — самый лучший способ для расслабления гортани!

Это упражнение снимет все блоки и зажимы и голос ваш станет лучше.
Всего 5 минут в день!

Упражнение № 2

Зарядка для лица

Цель этого упражнения — проработка пространства челюсти и гортани, освобождение лицевых мышц (их, кстати, более 200).
Побочный эффект — прекрасный овал лица.

• Напрягите все мышцы лица, какие сможете, изображая изюм, а затем расслабьте их, изображая идиота))

• Кривляйтесь и гримасничайте (желательно перед зеркалом). — Подвигайте бровями… крыльями носа… подмигивайте… улыбайтесь… поцелуйте пространство… подвигайте верхней губой… нижней губой… челюстью)

• Вытянув губы трубочкой, произносите слог «кью» и затем сразу — «икс» произносите с растянутыми в улыбке губами.
Делать каждое упражнение можно раз по 8–16, или пока не станет приятно и хорошо. Все это активно и весело!

Упражнение № 3

Прорабатываем нижнюю челюсть

• Кончиками пальцев рук массируем мышцы челюсти. Разминаем и разогреваем их в течение 3–5 минут.

• Надавливает на мышцы (находим болезненные точки) до ощутимой болезненности и на выдохе звучим простой звук «аааааа». Позволяем себе выражать боль через звук. На вдохе расслабляемся, снимаем давление и массируем челюсть. В одном подходе упражнение выполняется минимум 3 раза.

• Сопротивление открытию и закрытию рта со звуком. По 2 мин.
Во всех практиках звучания и телесных упражнениях ВАЖНО шею расслаблять всегда там, где она в движении не участвует. Именно напряженные мышцы горла, шеи, затылочной области и челюсти блокируют гортань, не позволяя происходить естественному расслабленному звучанию.

Упражнение № 4

«Природный тон»

В результате выполнения упражнения вы получите наиболее естественное звучание Вашего голоса.
Два фактора, которые способствуют благозвучному голосу:
• Хорошая осанка — правильное положение тела.
• Свободное дыхание.
Ноги на полу, не перекрещивать! Выпрямите и приподнимите грудь! Опустите плечи! Напрягать пресс или другие мышцы живота — не следует! Когда у Вас грудь приподнята — живот уже автоматически втянут.
Ваша задача — ОЗВУЧИВАТЬ ПРОЦЕСС ВЫДОХА. То есть, Вы вдыхаете воздух как обычно, через нос! А выдыхаете тоже как обычно, но, издаете при этом любой свободный звук, без каких-либо усилий! Челюсть у Вас при этом чуть приоткрыта и максимально расслаблена.

Попробуйте прямо сейчас! Обратите внимание на то, что голос рождается у Вас в груди, примерно в районе солнечного сплетения – именно там сидит «дирижер» нашего голосового оркестра. Он обычно спит, поэтому голоса многих людей звучат плоско и невыразительно. Этим упражнением можно его разбудить! 🙂 Звук, который у Вас получается — скорее всего будет напоминать стон! И это прекрасно! 🙂

Упражнение № 5

Для совершенствования органов дыхания

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса.
Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,15-выдох.
Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
Это упражнение для тренировки диафрагмы.
Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя — не стану есть!

Проведите игры-соревнования:
а) “Кто дольше?”: — прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); — прозвенит комаром (з-з-з-з-з);
б) “Кто больше?”: — выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); — задует свечей на именинном торте(ф-ф-ф-ф)

Упражнение № 6

Упражнения для верхних резонаторов

С помощью этих упражнений можно исправить слишком глухое звучание голоса. 1. В положении стоя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносите звук «М» с вопросительной интонацией. Добивайтесь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произнесите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн», «бонн», «димм». Последнюю согласную произносите протяжно. Как и в первом упражнении добивайтесь вибрации в районе носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными (мамм, мумм, мимм, момм и т.п.).

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «ми-миии», «мо-мооо», «му-мууу», «мэ-мэээ».

Упражнение № 7

Приведенные далее упражнения направлены на соединение двух резонаторов — грудного и головного.

Упражнения выстроены таким образом, что их выполнение позволяет выравнивать регистры — нижние и верхние, грудные и головные. Воздушный поток, направляемый снизу вверх, уносит звук кверху. Нижние тона при этом отражаются в груди и спине, средние доходят до твердого затылка, твердого нёба и зубов; высокие ноты резонируют в костях черепа, лобной пазухе, носовой полости. Все тело начинает звучать, превращаясь в один голосовой инструмент. 1. Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», либо вы сбросили дыхание.

2. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другой коснитесь переносицы. Возьмите глубокий вдох и, поднимая голову, потяните звук «ХААА — ММММ». При этом слог ХААА произносите, когда голова еще запрокинута, а «ММММ» — когда голова вернется в обычное положение. Почувствуйте, как вибрация переходит от груди к переносице. Однако звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди — она должна распределиться между грудным и головным резонатором.

3. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены, руки лежат на нижних ребрах. Кончиком языка пощупайте зону у корней верхних зубов. Туда вы будете направлять звук. Возьмите активное, глубокое дыхание одновременно через рот и нос. На выдохе четко и громко говорите: Да-да-да-да Дэ-дэ-дэ-дэ Ди-ди-ди-ди До-до-до-до Ду Произносить слоги следует не быстро. Если вам не хватило дыхания — быстро, бесшумно возьмите новый вдох в середине фразы. Главное — следите за тем, чтобы все звуки были направлены в зону у корней верхних зубов.

Упражнение № 8

Скороговорки

Скороговорки — это специальный речевой материал, который используется для отработки четкой речи. Для правильной работы со скороговорками необходимо следовать некоторым простым правилам.

• Сначала нужно медленно проговорить текст, чётко выговаривая каждое слово по слогам. Медленное произношение поможет выучить скороговорку. Для отработки артикуляции произнесите несколько раз скороговорку беззвучно перед зеркалом.

• Снова произнесите текст шёпотом, но так чтобы звуки были слышны и понятны. Проговорите скороговорку медленно вслух. Не забывайте, для того, чтобы научиться говорить быстро – надо говорить медленно.

• Проработав текст, произнесите его с разными интонациями.Проговорите голосом ребёнка, мужским голосом и женским. Попробуйте рассказать скороговорку как стихотворение, постепенно ускоряя темп. Пропойте текст! Вот несколько скороговорок:

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон!

• У Сени и Сани в сетях сом с усами.

• Полировал, полировал Полировщик параллелограмм, Да не выполировал.

• Лаборанты работают в лаборатории.

• Ткач ткет ткани на платки Тане

• Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Упражнение № 9

Упражнения для нижних резонаторов

Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные «о» и «у» протяжно и очень низким голосом. В идеале вы должны почувствовать выраженное резонирование в области грудной клетки.

1. Исходное положение — стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно.

2. На выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око», «окно», «олово».

3. В положении стоя положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «у» или «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте ее рукой. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом!

Упражнение № 10

Выработка подвижности голоса

Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».

Прочитайте стихотворение в заданном темпе.

Еле-еле, еле-еле (медленный темп)

Завертелись карусели. (медленный темп)

А потом, потом, потом (средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! (быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! (очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите (средний темп)

Карусель остановите. (средний темп)

Раз, два, раз, два (медленный темп)

Вот и кончилась игра. (медленный темп)

Упражнение № 11

Работа над тоном речи

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, выражение в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д.
Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Выполняйте такое упражнение: положите руки на солнечное сплетение и вызовите у себя путем воспоминаний эмоцию гнева. Прижимая руки к животу, произнесите четко любые слова, выражая свою эмоцию, при этом широко открывая рот. Старайтесь, чтобы звуки исходили из области пупка. Выполнять это упражнения можно используя и положительные эмоции, главное — выразить их. Ваш голос станет более живым, насыщенным и искренним.

Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики:
«Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»
«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»
«Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь.» «Я ни в чем не виновата!»
«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Авторские слова
— с сожалением протянула она.
— сказала она тихо, но решительно.
— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.
— сказала она веселым голосом.
— сказала она кающимся голосом.

Произнести фразу «Завтра обещают дождь» с разной окраской тона: — радостно, грустно, равнодушно, удивленно, с досадой и огорчением

Упражнение № 12

Убираем монотонность речи, добавляем эмоции

Упражнение, которое позволит обогатить голос различными интонациями, эмоциями, настроениями.

Читать стихотворение вслух, максимально выражая эмоции!

Стихотворение «Ода Голосу»

Автор: С. Белецкий

ПРОЛОГ: Сцена — жизнь (Жизнь — та же сцена!), здесь нужно мне сыграть (о нет — прожить!) роль каждого героя пьесы. А инструмент для них один — мой голос. (.. входя в образ, находя каждому определению соответствующую интонационно-выразительную характеристику, предельно-эмоционально) ГОЛОС МОЙ… (вслушиваясь) он… может всё. Он (настраиваясь)

Задушевный. Нежный. Томный. Добрый. Ласковый. Красивый. Грубый. Хриплый и ворчливый. Раздражённый и строптивый … Добродушный, благодушный, Благородно-простодушный, И дремотно-бархатистый, И воркующе-волнистый … Проникновенно-мелодичный, Выразительный и гибкий, В нем чарующе-волшебный Слышен нежный голос скрипки … Необъятный, беспредельный, Безграничный и раздольный, Окрыленный и свободный, Словно в небе ветер вольный … Нерешительный, несмелый, И безвольно-неумелый, Кроткий, робкий, боязливый, И застенчиво-стыдливый … Повелительно-надменный, Важный и высокомерный. И спесивый, и кичливый, И напыщенно-чванливый … Гордый, вспыльчивый и дерзкий! Вызывающе-мятежен, Нервно-взвинчен, напряжен, Необуздан, безудержен!… и как следствие — повержен… Великодушный, благозвучный, Полнокровно-полнозвучный. Густой, сочный, органичный, Прирожденно-гармоничный … Энергичный, увлеченный, Импульсивный, неуёмный. Пылкий, пламенно-азартный, И взрывной, горячий, жаркий ., Утонченный, поэтичный, И мечтательно-лиричный, И пленительно-печальный, Безмятежно-пасторальный … Ироничный и лукавый, Остроумный и скерцозный, И проказливо-игривый, И дурашливо-шутливый … Притягательно-таинствен, Колдовской наполнен силой, И магичен, и мистичен, Сказочен и фантастичен … Непреклонный, деспотичный, Властный, грозный и жестокий Беспощаден, бессердечен -сеет он лишь страх и ужас … И ехидно-ядовитый, Издевательски-глумливый, И язвительно-насмешлив, И циничный, и фальшивый. Едкий, желчный и сварливый Вдохновенно-романтичен И порывисто-взволнован. Возбуждённо-патетичен И торжественно-величен… Доверительно-открытый, Ослепительно-лучистый, И звенящий, и манящий, Соловьино-голосистый… И наивно-удивлённый, Воздыхательно-влюблённый… Ясный, тихий, просветлённый…Чистый… Одухотворённый … И взволнованно-тревожный,Беспокойно-возбужденный.Лихорадочно-смятённый,И гнетуще-напряжённый … Безысходно-безнадёжный, И надломленно-усталый, И понурый, и унылый, Истрадающе-тоскливый … Жизнерадостный и звонкий, Искрометно-карнавальный.И кипучий, и игривый, Заразительно-счастливый!… Назидательно-разумный, Рассудительно-бесстрастный, Отстраненно-каноничный, Сухой, ровный, педантичный.ез эмоций. Догматичный … И ликующе-раскатист, И восторженно-игристый, И фанфарно-триумфальный, Зычно-празднично-речистый! ЭПИЛОГ: Голос мой! Ты можешь всё! Ты звонко-солнечно-мажорный! Ты нежно-трепетно-минорный! Ты многоцветный, ты певучий, Ты Сильный, Мощный и Могучий! Ты — ЭНЕРГИИ СТРУНА, на которой я играю гамму чувств Души! Я знаю, резонанс твоих вибраций превращает в ОКЕАН каждую из интонаций! О ГОЛОС мой, рупор Души! Ты – совершенный инструмент! Ты можешь всё! ТЫ МОЖЕШЬ ВСЁ!

Упражнение № 13

Работа с телом

Свободной речи, помимо мышечной вялости, мешает также отсутствие координации тела и голоса. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но все тело должно быть «включено», для того, чтобы голос звучал полноценно. Проверьте гибкость позвоночника, проверьте сбалансированность всех частей тела, используйте жестикуляцию, упирайтесь ногами в землю, проверьте, что голова и шея расслаблены и — позвольте голосу свободно звучать в свободном теле!

Исходное положение — копчик смотрит в пол, макушка смотрит в потолок, стопы твердо и равномерно стоят на полу на расстоянии 20 сантиметров друг от друга (на уровне бедер)

Шея:

Аккуратно повращайте головой, понаклоняйте её. — Представьте, что ваша голова — это тяжелый шар, и с расслабленными мышцами шеи прокатите голову от одного плеча до другого впереди и сзади. Не создавайте лишнего напряжения.

Руки и плечевой пояс:

Покрутите руками в разных суставах: запястья, локти, плечи. Махи, круговые движения… — Поднимите плечи вверх и напрягите руки, вроде как вы не знаете что-то, подержите руки вверху и опустите их полностью расслабленными. — Потянитесь за яблоком в одну сторону всей рукой, затем за апельсином в другую. Тянется только одна рука от пояса. — Сомкните руки в замок и поднимите их как можно выше. Можно делать и спереди, и сзади, а лучше — и там, и там

Позвоночник:

Подвигайте только грудную клетку вправо-влево, как часики, вперед-назад, и затем по кругу. При этом плечи параллельно полу, и таз не двигается. — Покрутите тазом во всех направлениях, в которых сможете. — Наклонитесь и дотроньтесь руками до пола. Затем выпрямитесь и наклонитесь назад с вытянутыми вверх руками. — Сделайте наклоны корпуса вправо и влево и покрутитесь по часовой стрелке и против.

Ноги:

Поставьте ноги вместе, чуточку присядьте, положите руки на коленки и повращайте коленками. — Покачайтесь на стопах, как маленький ребенок. Можете попробовать покачаться вправо и влево и по кругу.

Упражнение № 14

Расширение диапазона голоса

а) Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».

б) Ваша задача нарисовать голосом линию прыжка, причём, поднимаясь и опускаясь, ваш голос должен звучать свободно и легко. Разбег — прыжок… и вот лечу, головой «загиб кручу»… теперь мне надо опуститься, Чтоб ставить точку… научиться.

в) Чтение вслух по принципу «Лестница»
Можно читать вслух любимые стихотворения. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

Упражнение № 15

Для того, чтобы сделать звучание голоса максимально ровным и свободным на всем диапазоне

Практика выполнения этого упражнения показывает, что у каждого человека от природы — средний рабочий диапазон (который Вы можете использовать в пении) составляет 2.5 октавы. Если у Вас меньше — то выполнение этого упражнения будет способствовать не только созданию яркого, сбалансированного по частотам и свободного звука, но и расширению Вашего диапазона (обычно, вверх).

Итак, Вы стоите ровно! Грудь приподнята! Живот втянут и расслаблен! Плечи опущены и расправлены.

На лице — широкая улыбка от души! 🙂

И вот теперь — начинаете плавно рычать «Р-р-р-рррр» с самых нижних звуков до максимально верхних (включая фальцетные)! Ваш голос идет МЕДЛЕННО и ПЛАВНО вверх, как останкинский лифт.

На самом верху — остановка.

Повторите упражнение не менее 8 раз. А потом тоже самое — только движение с самого верха — вниз! Тоже 8 раз. Вы можете ощутить как на низких звуках голос идет из груди. На средних — от лица. И на самых верхних — из затылка. Почувствуйте это. При этом очень важно сохранить расслабление мышц гортани и плавное звучание.

Выполняйте это упражнение каждый день — и Вы почувствуете как расширяется Ваш диапазон и насколько свободнее и сочнее звучит Ваш голос!

Упражнение № 16

Интонационный экзамен

У вас и у ваших «экзаменаторов» есть список из 10–15 эмоциональных состояний. Например, следующих:

• удивленный;

• наглый;

• восхищенный;

• сердитый;

• сексуальный;

• стеснительный;

• уверенный;

• скучающий;

• шутливый;

• грустный;

• кокетливый.

Вы загадываете какую-то эмоцию и произносите нейтральную фразу с этой эмоцией. Экзаменаторы стараются не смотреть на вас в момент произнесения вами фразы, чтобы угадать выбранную вами эмоцию только по голосу, а не по вашей мимике.

Если мнения экзаменаторов совпадают и они называют загаданную вами эмоцию — замечательно, значит, вы справились с заданием и можете приступать к работе над другой эмоцией. Если же не совпадают, то пробуйте еще и еще, пока не получится.

Упражнение № 17

Пение на тарабарском языке

Представьте, что вы на вершине горы. Горит костер. Вы и еще десяток-другой ваших собратьев-шаманов танцуете около костра и поете какую-то песню на тарабарском языке.

Тарабарский — это несуществующий язык, когда с ваших губ слетают случайные комбинации звуков, типа «абала така дара батаготолали муста дереко пироло винахатогоста чито…»

Это упражнение позволяет снять многие голосовые зажимы, когда мы вроде бы и хотим что-то сказать, а какой-то внутренний контролер еще и еще раз перепроверяет, а все ли правильно. И в результате звук получается слегка сдавленный. Если начать практиковать тарабарский, то у внутреннего контролера слегка сносит крышу, и он поневоле ослабляет тотальный контроль издаваемых звуков.

Это упражнение делает звучание голоса более эмоциональным. Трудно петь на тарабарском без эмоций!

Во время такого пения на тарабарском важно поймать ощущение, когда ваш голос не напрягается, голосовые связки совершенно не устают и кажется, что вы можете так петь еще долго-долго. Поймайте и запомните это ощущение. Потом, воспроизведя его в реальном выступлении, вы легко сможете говорить час, два, три — и голос не будет уставать!!!

Упражнение № 18

Отдых

Голос тоже должен отдыхать! Пока голос отдыхает, потренируйте свою музыкальную память. Это умение запомнить и мысленно воспроизвести мелодию. Именно мысленно! Проверьте прямо сейчас — получается ли у Вас мысленно воспроизвести какую-нибудь известную мелодию? Если да — Вы молодец! 🙂 Если нет, то музыкальная память развивается так же как и обычная память.

Упражнение № 19

Простое и очень эффективное. Называется «Театральный смех»

Оно начинается, как природный тон, а потом переходит в смех. Получается примерно так: Ааааа-А-ХА-ХА-Хаааа! Это делается на одном выдохе, не прерывая его.

Это упражнение делается стоя! И помним, что спина прямая, красивая, плечи расправлены, живот расслаблен, дыхание свободное! Тогда создаются оптимальные условия для свободного звучания голоса.

Это упражнение быстро включает и прочищает трахею, которая является источником низких, красивых обертонов голоса, а именно они придают голосу уверенность и притягательность!

Смех — безвредный наркотик, вызывающий эйфорию надолго. Чем его доза выше, тем больше польза смеха, тем лучше для здоровья. Иногда позитивного заряда хватает на целый день. Конечный результат после смеха схож с дыхательной гимнастикой йоги: усиливается кровоснабжение тканей и органов, артериальное давление приходит в норму, самочувствие и настроение улучшаются!

Упражнение № 20

Прогуживание, гудение Метод прогуживания, древний славянский метод, который использовали наши предки, настраивая свои голоса перед хоровыми песнопениями. Тело начинает вибрировать в различных точках, звучит именно все тело, от пяток до макушки, все представляет собой единый мощный резонатор. И вибрации, возникающие при прогуживании, благотворно влияют на весь организм, укрепляя иммунитет, успокаивая нервную систему.

Как выполнять: все звуки произносить расслабленно, «аааа», «оооооо», монотонно, без напряжения и самое главное — как идет! То есть не надо ничего выдумывать и наигрывать. Как поются звуки, так и пойте. Главное условие — расслабленность. При пропевании сначала помещаем внимание в грудь (как будто звук выходит из груди), потом в голову (из головы), потом — в пятки (уходит в землю).

Лучше делать стоя. Можно и лежа. Просто лежа лучше расслабляешься, и вибрации легче идут. Попробуйте просто гудеть. Выше голос, ниже голос — неважно, но желательно нарочно его не менять. И тепло, и приятно, и уютно.

Работа с диктофоном

Очень важным в занятиях с голосом является применение диктофона.

Это крайне полезная вещь для того, чтобы услышать себя со стороны, понять особенности своего звукоизвлечения, изменить что-то в своем голосе и тут же отследить это, добиваясь нужного качества и нужных эффектов.

Настоятельно рекомендуем всем пользоваться этим современным устройством, оно существенно упростит и ускорит вашу работу над голосом. А также сделает ее более интересной.

С каждым днем вы станете все больше любить свой голос, вам будет хотеться все больше звучать, добиваясь божественных вибраций, оттенков и обертонов. Вы станете лучше и свободнее выступать на публике.

Применяют диктофон не только при выполнении упражнений для развития голоса, но и для пробных записей сказок, стихов, песен, просто понравившихся текстов.

На этом список упражнений окончен.
Безусловно, занимаясь под руководством профессионала можно добиться лучших результатов. Но поверьте, выполняя даже часть этих упражнений самостоятельно, вы быстро заметите свой прогресс! Удачи!